Изобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели РоссииИзобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели России

ИЗОБРЕТЕНИЕ
объект промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью

Изобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели России Великие российские изобретатели  
 
 
 

КАРЛ АНДРЕЕВИЧ ШИЛЬДЕР (1785—1854)

Карл Андреевич Шильдер

Выдающийся военный инженер

Карл Андреевич Шильдер родился в 1785 г. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командировал им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады ее польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Шильдер назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г.

С прибытием гвардейских сапер под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привел в исполнение. С началом кампании 1829 г. Шильдер под Силистриею с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости. Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.

С 1831 по 1854 г. Шильдер, назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.

Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера, в семидесятых годах, мог только узнать о ней кое-что со слов Н.П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.

Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта остались не выполнены, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения.

Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя. Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии.

Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853 - 54 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач. Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Шильдер был ранен осколком гранаты в ногу и умер в Калараше, не вынеся операции.

Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости". - Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил название "Баярд русского инженерного корпуса".

www.museum.ru


Ракетоносец XIX века

Сто шестьдесят восемь лет назад, 29 августа 1834 года, близ Петербурга произошло событие, о котором тогда знали немногие. В сорока верстах от города в верховьях Невы производились испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки, оснащенной боевыми ракетами.
Многие специалисты в той или иной степени были причастны к ее созданию: военные и гражданские инженеры, группа артиллеристов и офицеров флота, рабочие петербургского Александровского завода под руководством мастера Горохова... Но двух следует назвать особо — Карла Андреевича Шильдера и Александра Дмитриевича Засядко.

К. А. Шильдер, русский военный инженер, участник многих войн, человек большого мужества и отваги. Занимаясь теоретическими и практическими проблемами борьбы в военное время с вражескими кораблями, он создал проект оригинальной подводной лодки, которая могла использовать против них мины и, кроме того, стрелять ракетами из-под воды по любым целям. Таких кораблей не имела в то время ни одна морская держава. Лодка была небольшой, около 8 метров в длину, имела две башенки для входа и несложные оптические приборы для обзора поверхности моря. Она могла плавать под парусами, а для передвижения под водой использовались особые лопасти-гребки. Их приводили в действие четыре человека.

Карл Андреевич Шильдер

Лодка была хорошо вооружена. На длинном штоке подвешива- лась мина. Во время подводной атаки шток с миной вонзался бы в борт вражеского корабля. Затем, отойдя на безопасное расстояние, команда могла подорвать мину с помощью электрического тока. Снаружи к бортам лодки были прикрепле- ны строенные ракетные станки, снабженные приспособлением, позволявшим изменять угол их возвышения. В нужный момент ток гальванической батареи воспламенялся запалом, и шесть ракет одновременно направлялись к цели. Изобрел эти установки инженер-артиллерист А. Ю. Засядко, ракеты которого начали применяться в русской армии уже с 1817 года. 29 августа 1834 года он с интересом наблюдал за испытаниями подводной лодки конструкции К. А. Шильдера. Испытания, проведенные в присутствии Николая I и высших представителей военного министерства, показали правильность всех технических расчетов. Однако до массового, серийного производства таких кораблей, по многим причинам, тогда дело не дошло, хотя указ императора Николая I позволял начать это строительство. После испытаний лодку отвели в Кронштадт, где опыты с ней были продолжены.

В том же году К. А. Шильдер сконструировал новую, более совершенную подводную лодку, способную преодолевать довольно большие расстояния. Она была также оснащена ракетами и минами инженера А. Д. Засядко.

Так 168 лет назад в нашей стране появились первые подводные лодки-ракетоносцы, намного обогнавшие свое время. И было бы очень интересно взглянуть на этого "первенца" подводного Российского флота, стоящим на Неве в последнее воскресенье июля рядом с современными атомными субмаринами под гордым Андреевским флагом; в тот самый день, который мы ежегодно отмечаем, как День Военно-Морского флота.

В. ЯГОДКИН.

‹‹ назад

на главную

© Изобретения и изобретатели России

вверх