Изобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели РоссииИзобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели России

ИЗОБРЕТЕНИЕ
объект промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью

Изобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели России Великие российские изобретатели  
 
 
 

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ (1853—1939)

Владимир Григорьевич Шухов

Гениальный российский инженер

Сегодня в России каждому знакомо имя американского изобретателя Эдисона, но лишь немногие знают, кто такой Владимир Шухов, а ведь его изобретательский дар несравненно выше и значимее. На протяжении десятилетий заслуги русского гения замалчивались и преуменьшались.

В творчестве Владимира Григорьевича органично соединились интуитивное прозрение и фундаментальная научная эрудиция, идеальная инженерная логика и глубокая духовность.

Владимир Шухов родился в Белгородском уезде Курской губернии. Его блестящие математические способности проявились очень рано, и потому выбор профессии для юноши был не сложным. Самую фундаментальную физико-математическую подготовку давало в то время Московское Императорское техническое училище, туда и поступил Владимир Шухов.

Атмосфера, царившая там, отнюдь не поощряла студентов к творчеству: мелочный надзор, ущемление элементарных прав, казарменная дисциплина — но вопреки всему Владимир Григорьевич работал столь ярко и самозабвенно, что его стали выделять несколько крупных ученых, преподавателей училища. Получив по окончании золотую медаль и предложение остаться преподавать, молодой человек изъявляет желание в составе научной делегации отправиться в Америку, на всемирную выставку достижений промышленности. В этой поездке произошло знакомство Шухова с русским эмигрантом А.В. Бари, выдающимся инженером, талантливым менеджером, уже несколько лет проживавшим в США. Заокеанские впечатления от железных дорог и металлургических заводов, технических новинок и архитектурных чудес повлияли на всю последующую работу Владимира Григорьевича.

Конец 1870-х — Россия на пороге стремительного промышленного взлета. Многие предприимчивые русские, проживающие в других странах, потянулись на родину, среди них и А.В. Бари, занимавший в то время пост главного инженера Товарищества братьев Нобель. Он привлек к сотрудничеству так приглянувшегося ему еще в Америке молодого многообещающего Шухова. Этот симбиоз успешного менеджера и гениального инженера продолжался 35 лет и принес России огромную пользу.

Впервые Владимир Шухов осуществил, например, промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, создал универсальную методику расчета водопроводов, по его проектам было сооружено в России и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве, под его руководством спроектировано и построено около 500 мостов через Оку, Волгу, Енисей и другие реки нашей страны. Он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа и придумал, как спасти знаменитый минарет Самаркандского медресе... Только с 1880-го по 1895 год Владимир Шухов получил девять патентов, не потерявших своего значения и по сей день. Подлинным триумфом инженерной мысли этого «человека Возрождения» стала Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде 1896 года, где более четырех гектаров площади было застроено его конструкциями, каждая из которых являла собой достижение науки и техники.

И после Октябрьского переворота для могучего интеллекта Шухова находились масштабные дела. Все крупные стройки первых пятилеток Страны Советов были связаны с именем Владимира Григорьевича — Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление объектов, разрушенных в гражданскую войну, первые магистральные трубопроводы...

Отношения Владимира Шухова с новой властью были далеко не безоблачными, но никогда не приходило ему в голову покинуть свою страну, уехать в спокойную Европу, куда великого инженера неоднократно приглашали. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны всегда», — такова была позиция Владимира Григорьевича.

Сегодня, в XXI веке, память о великом изобретателе, инженере, гражданине Владимире Шухове необходимо сохранить для следующих поколений, которым будет важно знать, что многие величайшие открытия прошлого и позапрошлого веков пришли к нам не из-за океана и не из Европы, но рождены русским гением, патриотом своего Отечества.

Многое из того, что делал Владимир Григорьевич, было «впервые в мире». Простое перечисление сфер его деятельности поражает воображение: паровые котлы и нефтеперегонные установки, трубопроводы и резервуары для хранения нефти, водонапорные башни и нефтеналивные баржи, доменные печи и металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы и железнодорожные мосты, маяки и трамвайные парки, заводы-холодильники и мины, и еще многое и очень разное.

Альманах "Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II", 2004, АСМО-пресс

*  *  *


Изобретатель форсунок - Шухов Владимир Григорьевич

Владимир Шухов

Сегодня в России, наверное, каждому знакомо имя американского изобретателя Эдисона, но лишь немногие знают В. Г. Шухова, чей инженерный, изобретательский дар несравненно выше и значимей. Причина незнания - непростительный грех многолетнего замалчивания. Мы обязаны ликвидировать дефицит информации о нашем выдающемся земляке. В. Г. Шухов является для нас и для всего мира олицетворением гения в инженерном искусстве, так же, как А. С. Пушкин по праву признан поэтическим гением России, П. И. Чайковский - ее музыкальной вершиной, а М. В. Ломоносов - гением научным. В творчестве Владимира Григорьевича органично соединились интуитивное прозрение и фундаментальная научная эрудиция, тонкий художественный вкус и идеальная инженерная логика, трезвый расчет и глубокая духовность

Владимир Григорьевич Шухов родился в 1853 году в г. Грайвороне Курской губернии и провел здесь свое детство. Он жил на рубеже XIX и XX веков. Современники называли его «академиком инженерного звания», потомки - «одним из лучших инженеров всех времен и народов». Это не преувеличение. Природа необычайно щедро одарила В.Г. Шухова талантами, яркими и многогранными. Строители считают его крупнейшим специалистом в области строительной механики; нефтехимики - создателем нефтяной индустрии; энергетики - выдающимся теплотехником. Достаточно простого перечисления сфер его интересов и направлений практической деятельности. Студентом первого специального класса Владимир Григорьевич сделал свое первое практически ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Это изобретение было высоко оценено Д.И.Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги "Основы фабрично-заводской промышленности"(1897). Принципы этой конструктивной системы используются и поныне. По свидетельству специалистов, шуховская форсунка уже в то далекое время - а она начала выпускаться в промышленных масштабах с 1880 года - была не только экономичной, но и решала экологическую проблему наиболее безопасного для окружающей среды сжигания нефти. По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные и крекинг-установки, трубопроводы, резервуары для нефти, нефтяные и водяные насосы, форсунки, баржи для перевозки нефти, воздухонагреватели, пространственные стержневые системы и висячие металлические перекрытия. В.Г. Шухов был не только инженером-изобретателем, но и автором проектов многих зданий и сооружений: доменные печи, кузнечные и меднолитейные цеха, шпалопрокатные заводы, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, ангары, мостовые краны, воздушно-канатные дороги, маяки, радиобашни, мачты электропередач, дымовые трубы… Свое дарование он проявил и в совершенно особой области: в 1932 году (ему было тогда уже почти восемьдесят лет) инженер с помощью оригинального и смелого метода осуществил выпрямление знаменитого минарета медресе Улугбека в Самарканде, поврежденного землетрясением.

Мы до сих пор, порой неосознанно, пользуемся результатами его инженерного гения. Когда мы едем на автомашине, то не очень задумываемся о том, что крекинг-процесс производства бензина предложен именно Шуховым. Бывая в Москве, мы заходим во всемирно известный ГУМ или на Киевский вокзал, восхищаемся почти невесомыми и надежными перекрытиями этих и многих других сооружений площадью до нескольких тысяч квадратных метров, автором которых является В.Г. Шухов. Символом шуховских сооружений является Шаболовская башня, которая вот уже более 85 лет используется для установки антенн звукового и телевизионного вещания и по-прежнему остается в строю действующих объектов. Эта конструкция признана международными экспертами одним из высших достижений строительного искусства и отнесена к объектам мирового культурного наследия.

Владимира Григорьевича Шухова называют по-разному. Но в начале ХХ века только так - Первый инженер России. Как он сам говорил, этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПОДРАЖАНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБРАЗЦОВ и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова, Кулибина. Все его инженерные и научные решения основаны на опыте народа, на достижениях русских ученых: Жуковского, Чебышева, Чаплыгина, Летнего, Марковникова. Оригинальность и прогрессивность его инженерных решений дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать ее. «Человек - фабрика» называли его при жизни, потому что он один, всего лишь с несколькими помощниками, смог совершить столько, сколько по силам десятку НИИ. Итак, неполная "азбука" Шухова, изобретенная, рассчитанная и созданная им. Все мы знаем эти технические создания. Но мало кто знает, к сожалению, что впервые они созданы они русским и в России!

А - всем знакомые авиационные ангары;

Б - баржи нефтеналивные, батопорты (огромные гидротехнические затворы);

В - воздушно-канатные дороги, так популярные на горнолыжных курортах Австрии и Швейцарии; первые в мире свободно висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов; водонапорные башни; водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже;

Г - газгольдеры (газохранилища);

Д - доменные печи, высотные дымовые трубы из кирпича и металла;

Ж - железнодорожные мосты через Енисей, Оку, Волгу и другие реки;

З - землечерпалки;

К - котлы паровые, кузнечные цехи, кессоны;

М - мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины;

Н - нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км!!! Он был построен в Баку: «Балаханы - Черный город»;

П - пакгаузы, специально оснащенные порты;

Р - первые в мире цилиндрические радиобашни, в том числе всем известная - Шуховская в Москве;

Т - танкеры, трубопроводы;

Ш - шпалопрокатные заводы;

Э - элеваторы, в том числе «миллионники» в Саратове и Козлове.

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ, уважаемые читатели?! ЗДЕСЬ НЕТ СИНОНИМОВ. Каждая «буква» включает множество вариантов и типов. Каждая из них могла бы стать предметом национальной гордости любого народа.

Ведь, например, весь нефтяной Азербайджан смог в принципе подняться, и держится сейчас только благодаря изобретениям русского Инженера Владимира Григорьевича Шухова! Да что там Азербайджан, российская промышленность поднялась из разрухи в 20-30-ые годы во многом благодаря его изобретениям и инженерным разработкам. Он никуда не эмигрировал и презирал эту мысль. Он всегда был только с Россией! Шухов блестяще владел тремя иностранными языками, считал для себя невозможным сидеть в присутствии женщины; он сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15 из них - было некогда этим заниматься. И написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал на практику, на жизнь, которая постоянно подбрасывала ему задачи.

Кстати, первыми, кто украл патент Шухова на нефтеперегонную установку были американцы. Ведь эта установка открывала новую эру в переработке нефти и получения из нее бензина и всех остальных составляющих. Американскими «изобре- тателями» такой установки называли себя некие Бартон, Даббс, Кларк, Холл, Ритман, Эбил, Грей, Гринстит, Макком, Айсом. О патентах Шухова Америка «не вспоминала». Вторыми, кто украл его изобретения, были немцы. А когда Шухов, возмущенный бесцеремонным воровством его уже реализованных в России идей нефтяных резервуаров, написал некому немецкому инженеру Штиглецу письмо, то получил милый ответ: «Вряд ли известному инженеру Шухову будет особенно важно признание за ним и этого вопроса». Вот так цивилизованные страны поступают с русскими изобретателями, когда им очень нужно. Но все-таки потрясли Шухова в этом смысле американцы. И не какие-то заокеанские прохиндеи, а вполне солидные богатейшие люди. В 1923 голодном году в Россию к Шухову приехала комиссия Синклера - конкурента Рокфеллера (знакомая фамилия) по нефтяному бизнесу. Официальная цель комиссии - выяснить действительный приоритет изобретения крекинга, то есть той самой нефтеперегонки. Синклер был недоволен, что Рокфеллер присвоил право им пользоваться только для своей компании. Шухов в беседе, как говорится, на пальцах, с документами доказал свой приоритет. Знаете, что сделали «уважаемые» американцы? Они в конце беседы вынули из портфеля пачки своих долларов и положили перед Шуховым сумму в $50000. В общем, решили, что русский гениальный инженер тут же распластается перед их деньгами. Шухов побагровел и ледяным голосом сказал, что его устраивает зарплата, которую он получает от российского государства, и господа могут забрать деньги

Алексей ЮРИН. Аutowin.ru

‹‹ назад

на главную

© Изобретения и изобретатели России

вверх